DETAIL

         

Александр Кирилин: «У нас нет права на ошибку», Волжская коммуна

10 april 2014

Как развивается сегодня самая высокотехнологичная отрасль губернской промышленности - космическое машиностроение? В канун Дня космонавтики «ВК» побеседовала об этом с генеральным директором ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александром Кирилиным.

Плавное вхождение

- В космической отрасли России идут серьезные реформы, которые затрагивают и «ЦСКБ-Прогресс». Отразились ли они на текущей программе предприятия, каких изменений вы ожидаете?

- Для нас первый этап реформы — приватизация нашего предприятия. Решение о ее условиях Минимуществом принято, и предположительно в июле этого года все должно быть реализовано. Параллельно ведется работа по приватизации НПО Автоматики (Екатеринбург), которое обеспечивает нам поставку систем управления на носители типа «Союз-2», и НИИ Командных приборов (Санкт-Петербург), поставщика гироскопов на наши космические аппараты. После приватизации они будут переданы нам в управление.

Конечно, это новый этап в нашей деятельности - мы переходим на новую схему управления. Нашим предприятием будет руководить в том числе Совет директоров, который сейчас формируется. В целом же, реформирование отрасли идет без каких-то резких движений для текущей деятельности предприятий. Как и прежде, мы заключаем контракты с Роскосмосом, с министерством обороны. Предполагаем, что будет схема регулирования со стороны Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). В ближайшее время ожидается сбор руководителей всех предприятий отрасли, которые войдут в ОРКК, на котором должна быть озвучена программа плавного вхождения в корпорацию. Недавно я общался с Игорем Анатольевичем Комаровым (глава ОРКК. — Прим. ред.), такая встреча может состояться уже в апреле.

Удачный год

- Как вы оцениваете работу предприятия в 2013 году?

- Для нас 2013 год был очень напряженным, с целым набором особо ответственных программ. Мы обеспечили 16 пусковых кампаний. В том числе были запущены полностью наши комплексы (ракета-носитель и космический аппарат) - научный спутник «Бион-М» и новый аппарат дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Ресурс-П». «Бион-М» отработал штатно, по этой миссии сформирован научный отчет, и ее результат оценен как значимый для всей мировой космической общественности.

«Ресурс-П» передан в штатную эксплуатацию, работает очень надежно и качественно. Сравните: его предшественник «Ресурс-ДК» за 7,5 лет снял около 80 млн кв. км территории, а новым аппаратом с октября прошлого года уже снято более 13 млн кв. км только по основному каналу. Широкозахватной аппаратурой снято более 24 млн кв. км, гиперспектральной - около 1,25 млн кв. км. «Ресурс-П» №1 - аппарат мирового класса в своей нише — и это, конечно, серьезный успех предприятия и всей кооперации.

- А что сейчас с «Ресурсом-ДК»?

- Летом будет уже 8 лет, как он штатно работает на орбите, хотя гарантийный срок его активного существования - 3 года. Мы полагаем, что «Ресурс-П» должен работать не меньше. В перспективе должна быть сформирована группировка из трех аппаратов ДЗЗ, чтобы мы могли ежедневно иметь полную информацию о любом участке земной поверхности. Второй «Ресурс-П» в третьем квартале 2014 года должен быть запущен на орбиту. Третий аппарат сейчас находится на этапе сборки, он должен быть запущен в 2015 году.

И конечно, одно из главных достижений 2013 года - первый запуск «Союза-2-1в», первой жидкостной ракеты легкого класса в России. Хотел бы особо отметить, что в этом проекте мы реализуем сотрудничество между С.П. Королевым и Н.Д. Кузнецовым, которое в свое время не удалось в рамках проекта Н-1. Ведь мы используем двигатели НК-33, которые остались от той программы на ОАО «Кузнецов». По схеме летных испытаний мы должны обеспечить еще 4 запуска, потом перейдем к серийному производству.

В рамках программы работы по «Союзу-2-1в» мы реализовали и проект блока выведения «Волга». Блок нами спроектирован и изготовлен как инициативный проект. Носитель и блок во время запуска отработали без замечаний. Сегодня мы готовимся к следующему запуску «Союза-2-1в», который должен состояться в конце года, работаем над определением полезной нагрузки для него. Кстати, в первой пусковой кампании был запущен в т.ч. и наш совместный продукт со СГАУ — космический аппарат (КА) «Аист». Мы сегодня имеем уже два «Аиста» на орбите, первый был запущен вместе с «Бионом-М». Эта группировка работает штатно, сейчас ею управляем мы, но планируем передать в управление СГАУ, там сегодня формируется центр приема и обработки данных. Это делается для того, чтобы студенты уже в процессе учебы имели возможность соприкоснуться с этой работой и пришли на наше предприятие уже подготовленными специалистами.

Загрузка – 110%

- Что происходит сегодня с загрузкой предприятия: как меняются объемы госзаказа, коммерческих контрактов?

- С загрузкой проблем нет: в прошлом году мы обеспечили 16 пусковых кампаний, а в этом году должны обеспечить 26. В целом у нас получается около 40% загрузки по линии Минобороны, примерно столько же по линии Роскосмоса, остальное — коммерческая составляющая: «Союз в ГКЦ», коммерческие пусковые кампании и конверсионное направление. По всем трем направлениям заказчики работают с нами активно, действуют долговременные контракты. В 2014 году у нас запланировано 13 пусковых кампаний с Байконура, 9 — из Плесецка и 4 — из Гвианского космического центра. Конечно, это серьезная программа. В среднем по предприятию загрузка наших мощностей составляет порядка 110%.

- Как развивается ваше основное направление — выпуск ракет-носителей? Когда будет введено в строй новое производство, которое создается под выпуск «Союза-2»?

- Мы вышли на устойчивое производство 20-22 носителей в год, в этом году у нас в пакете заказов 23 машины. По выполнению этих задач никаких вопросов нет. Что касается нового цеха, то в IV квартале мы закончим строительную часть работ, но необходимо еще оборудование. Оно будет приобретено и полностью запущено в эксплуатацию в первой половине 2015 года.

- Когда вся летная программа может быть переведена на «Союз-2»?

- Мы продолжаем работать со «старыми» носителями в рамках МКС — это пилотируемые полеты и «грузовики». Все остальные программы уже переведены на «Союз-2».

- А эти переводить не планируется?

- Планируется, на этот и следующий год у нас в заказе 4 запуска грузовых кораблей на «Союзе-2-1а». А программа перехода пилотируемых полетов сейчас верстается ЦНИИ Машиностроения при нашем участии. Думаю, мы будем готовы к этому переходу к 2017 году, в том числе с точки зрения объемов производства ,и главное, надежности.

На разных полушариях

- Насколько успешно развивается проект «Союз в ГКЦ»? Как выполняются действующие контракты, появляются ли новые планы?

- Все идет строго по графику. В этом году у нас 4 пусковые кампании, все носители для них уже находятся на космодроме в Гвиане. В следующем году - 3 кампании, для которых 2 носителя уже изготовлены, один — в работе. Всего существующий контракт предусматривает 21 пуск, и с его реализацией никаких вопросов не возникает. О дальнейших планах пока говорить рано, но работа в этом направлении ведется. В том числе предполагаем сотрудничество с зарубежными партнерами и на космодроме Восточный.

- Какое участие ваше предприятие принимает в работах по Восточному?

- Идет постоянная работа под руководством Роскосмоса — еженедельный доклад по строительству и оснащению технологическим оборудованием, каждый месяц - экспедиция на место работ. На нас лежит большой блок задач, связанных и с проектной деятельностью, и с наземным технологическим оборудованием. Проектные работы на сегодняшний день практически завершены, идет создание наземного оборудования, стартового комплекса. Серьезную задачу по Восточному решает сызранское ОАО «Тяжмаш» - изготавливает стартовое оборудование.

Поставленная задача остается в силе: в 2015 году обеспечить первую пусковую кампанию. Определено, что это будет наш «Союз-2-1а» с нашим блоком выведения «Волга», а в составе полезной нагрузки — наш космический аппарат «Аист-2», создаваемый совместно со СГАУ. Это очень серьезный проект и особая ответственность - первый запуск с нового российского космодрома.

Таких аппаратов в мире нет

- Как обстоят дела в производстве космических аппаратов?

- Это направление у нас занимает 25-30% объема работ, мы выходим на ритм 3-4 пусковые кампании в год, где весь комплекс наш - и носитель, и КА. Это значительно больше, чем было в последние годы.

В этом году у нас в планах запуск и второго «Ресурса-П», и нашего научного аппарата «Фотон-М». Сегодня он проходит завершающий этап испытаний, в апреле - начале мая мы должны отправить его на космодром, чтобы в июне обеспечить пусковую кампанию.

Задачи и набор экспериментов, которые мы должны реализовать с помощью наших КА «Бион-М» и «Фотон-М», есть в долгосрочной Федеральной космической программе (ФКП), поэтому эта ниша у нас достаточно устойчива. Отмечу, что подобных аппаратов, с таким качеством систем жизнеобеспечения и уровнем микрогравитации, в мире нет. Поэтому и зарубежные партнеры охотно идут на сотрудничество по этой теме.

Кроме того, в этом году мы должны выполнить все обязательства по перспективным КА специального назначения.

- Движется ли проект перспективного спутника наблюдения «Обзор-Р»?

- Это для нас новая ниша — радиолокационный всепогодный КА для ДЗЗ. Если «Ресурс-П» ограничен в сборе информации погодными условиями, то «Обзор-Р» позволит иметь полную картину в любую погоду. В России такого аппарата сегодня нет. У нас заключен контракт с Роскосмосом на его разработку, вскоре мы должны защитить эскизный проект. А в 2015 году космический аппарат должен быть готов к запуску.

Ждем «дорожную карту»

- Каково будущее ваших перспективных разработок - носителя «Союз-5», сверхтяжелой ракеты?

- Что касается «Союза-5», мы в этом году должны завершить его эскизный проект. Эту работу мы ведем как инициативную и сегодня работаем над тем, чтобы он был включен в ФКП. Все предпосылки для этого есть, и думаю, что за этим проектом будущее. Мы позиционируем его прежде всего как носитель для космодрома Восточный. Среди основных аргументов - то, что эта машина может быть адаптирована к стартовым комплексам РН типа «Союза-2».

Если говорить о носителе супертяжелого класса, нами разработаны соответствующие материалы. Недавно Д.О. Рогозин (председатель военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. — Прим. ред.) поставил задачу уже в апреле определить «дорожную карту» движения к созданию такого носителя. Есть ряд вариантов, предложенных и нами, и Центром им. М.В. Хруничева, и РКК «Энергия». Конечно, создание носителя супертяжелого класса одной организации не под силу - в этом должны участвовать вся отрасль и сопрягаемые отрасли.

Во время последнего визита руководства Роскосмоса на предприятие мы показали готовность наших производственных площадей и технологических возможностей, и была дана оценка, что из всей отрасли мы наиболее подготовлены к реализации этого проекта.

- Одной из целей реформы отрасли называют уход от дублирования функций. Может ли это означать, что «ЦСКБ-Прогресс» оставят серийным заводом, а всю разработку перспективных проектов отдадут другим?

- Такого быть не может. Мы являемся головным предприятием по носителям среднего класса и по космическим аппаратам ДЗЗ, мы должны обеспечить и производство, и эксплуатацию, и модернизацию. А что касается дублирования — да, есть такая проблема, например, в производстве отдельных компонентов и составляющих - метизов, нормалей, крепежа, компонентов систем управления. Стоит задача оптимизировать эту кооперацию, в чем-то это касается и нас, но для принятия такого решения нужен детальный анализ.

Защита «от дурака»

- Что изменилось в отрасли и на предприятии после ряда неудач прошлых лет? Удалось ли решить проблемы, в чем это выразилось?

- Был принят ряд кардинальных мер по повышению ответственности исполнителей, усилению контролирующего аппарата, восстанавливаются функции представителей военного заказчика. Много работаем и над тем, чтобы обеспечить свою продукцию защитой «от дурака» - чтобы невозможно было неправильно поставить, собрать. Стараемся максимально исключить «человеческий фактор».

- Не страдает ли при этом себестоимость продукции?

- Мы добиваемся ее снижения с помощью модернизации производства. Иногда новое оборудование позволяет повысить производительность в 3 и более раза. Мы имеем долговременную программу перевооружения, в нее инвестирует государство, а мы со своей стороны софинансируем до 20% по всем проектам. Меры дополнительного контроля – это, конечно, затраты, но не такие серьезные. Средняя рентабельность у нас по 2013 году — 7-7,5%. Она нам позволяет формировать достаточную прибыль для того, чтобы развивать производство и в том числе вкладывать средства в инициативные проекты.

- Можете озвучить цифры инвестиций?

- За 2013 год государственные вложения были обеспечены на уровне 1 млрд руб., наши собственные — почти 500 млн руб. И в этом году программа будет продолжаться, причем с нарастанием.

- Насколько конкурентны в итоге цены на ваши пусковые услуги?

- Сегодня на рынке идет серьезная конкурентная борьба. Но зарубежный потребитель идет к нам с предложениями по сотрудничеству как по Байконуру, так и по ГКЦ, и даже по Восточному. Значит, по ценовым параметрам мы находимся в конкурентоспособном положении.

- Какие события 2014 года станут для компании особенно важными?

- Для нас важна качественная работа по всем пусковым кампаниям без исключения. Но наибольшая ответственность — когда мы являемся головными по всему комплексу — и по носителю, и по КА. Таких определяющих пусковых кампаний в 2013 году у нас было 4, в этом будет 5: по Роскосмосу - 2, по Минобороны — 3: в том числе одна — продолжение летных испытаний «Союза-2-1в». В любом случае, права на ошибку у нас нет.

Попасть в программу

- Когда выйдет на рынок ваш самолет «Рысачок»?

- Сейчас идут сертификационные испытания в ЦАГИ 10-местной версии самолета, а в апреле-мае мы представим и 16-местный вариант. Энергетические возможности самолета позволяют увеличить салон и полезную нагрузку. Рассчитываем в III квартале сертифицировать сразу обе версии, а уже в этом году представить потенциальным потребителям 16-местный летный экземпляр.

- Рассчитываете попасть в программу развития региональной авиации? Сможете конкурировать по цене?

- Сможем, и после сертификации надеемся стать полноправным участником этой программы.

- В каких объемах возможен серийный выпуск «Рысачка»?

- Сегодняшние возможности ограничены: 6-10 машин в год. Но они легко могут быть развернуты до нескольких десятков. Вопрос только в тиражировании оснастки для производства крыла и фюзеляжа.

- Двигатели у кого закупаете?

- Двигатели чешские - «Вальтер». Есть, конечно, желание реализовать проект в кооперации с ОАО «Кузнецов», и проект такого двигателя есть. Но на его реализацию нужно время.

Источник: Волжская коммуна

Aвтор: Александр КОМРАКОВ

Дата: 10.04.2014 


Sorry, currently for English version of this page we ask you to use on-line translation services.
image description